Финансовая грамотность

Образовательная педагогическая практика на тему (Обучение детей дошкольного возраста понятию деньги через игровую деятельность)

1. *Территория

Емельяновский район

2.1. *Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Твороговский детский сад "Росток"

2.2. *Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава)

МБДОУ Твороговский детский сад "Росток"

2.3. *Почтовый адрес (для позиционирования на карте):

- почтовый индекс

663020

- населенный пункт

д.Творогово
- улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)

ул. Гагарина - № дома 18

- строение/корпус

Нет

3. *Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации

Ссылка на материалы практики

4. *Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику

Сверчкова Наталья Петровна, заведующий детским садом

5. *Контактные данные лиц (-а), курирующих(-его) образовательную практику:

- рабочий телефон с кодом (8(391)226-32-37)

- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой) (rostok.2018@inbox.ru)

- мобильный телефон (89135164101)

6. *Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

Устинович Анна Александровна

7. *Укажите тип представленной образовательной практики (выбрать один из предложенных):

  • педагогическая практика

8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):

  • Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности

9. *Название практики

Обучение детей дошкольного возраста понятию «деньги» через игровую деятельность

10. *Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)

Деньги, денежные средства, монеты, банкноты, покупки, торговля, бюджет,

расходы, сбережения, банк, копилка, торговый процесс, цены,разменный аппарат, финансовая грамотность.

11. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

  • дошкольное образование

12. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

  • воспитанники

  • родители

  • воспитатели

13. *Масштаб изменений

  • уровень образовательной организации

14. *Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов

Обучение детей дошкольного возраста понятию «деньги» через игровую деятельность - это эффективный метод, который позволяет детям освоить основные понятия о деньгах и финансах в игровой форме. Этот процесс включает в себя различные игры, задания и упражнения, которые помогают детям понять, что такое деньги, зачем они нужны и как ими правильно пользоваться.
В ходе игровой деятельности дети участвуют в симуляциях покупок и продаж, играют в магазин или банк, выполняют задания с деньгами и т.д. Все эти игры помогают детям развить навыки управления финансами, умение считать, планировать бюджет и принимать правильные финансовые решения.
Такой подход не только делает обучение более интересным и увлекательным для детей, но и помогает им формировать положительное отношение к деньгам и научиться управлять своими финансами. Кроме того, игровая деятельность способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, коммуникация и эмпатия.

В целом, обучение детей дошкольного возраста понятию «деньги» через игровую деятельность имеет множество пользы и помогает детям приобрести важные финансовые навыки, которые им пригодятся в будущем.
Вот несколько конкретных преимуществ:

1. Развитие математических навыков: игровая деятельность с деньгами помогает детям понять понятия количества, сравнения, складывания и вычитания. Они учатся считать деньги, делать простейшие финансовые расчеты и планировать бюджет.

2. Финансовая грамотность: дети учатся ценить деньги, понимать их ценность, учатся откладывать сбережения и планировать расходы. Эти навыки помогут им в будущем управлять своими финансами ответственно.

3. Развитие социальных навыков: игры с деньгами включают в себя взаимодействие с другими детьми, обмен и взаимовыручку. Дети учатся делиться, торговаться, обсуждать цены и принимать решения в группе.

4. Понимание экономических процессов: через игры с деньгами дети начинают понимать основные принципы экономики, торговли и обмена. Они учатся видеть ценность товаров и услуг, а также понимают, что деньги являются способом обмена и оплаты.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста понятию "деньги" через игровую деятельность не только интересно и увлекательно, но и является важным этапом в формировании их финансовой грамотности и общего развития.

14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

Недостаточное понимание детьми дошкольного возраста ценности «деньги» и умения правильно ими распоряжаться. Одной из основных проблем данной темы является то, что дети дошкольного возраста могут иметь ограниченное понимание ценности денег и их роли в повседневной жизни. Кроме того, многие дошкольники могут испытывать трудности с концепцией обмена и сохранения денег, что может затруднять их финансовую грамотность в будущем. Также важно учитывать, что родители и педагоги могут иметь разные подходы к обучению детей понятию «деньги» через игровую деятельность, что может создавать разнообразные проблемы в процессе обучения.

Цель: развитие финансовой грамотности у детей через игровую деятельность.
Задачи:
1. познакомить детей с понятием «деньги» и их ролью в обмене;

2. развить умение считать деньги и делать простые финансовые расчеты;
3. привить навыки управления деньгами и осознанного отношения к ним.

14.2. *Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?
Основная идея в обучении детей дошкольного возраста понятию «деньги» через игровую деятельность заключается в том, чтобы помочь детям развить понимание о ценности денег, их роли в обществе и способности управлять ими сознательно. Через интерактивные игры, ролевые игры и различные упражнения можно показать детям, как деньги используются в повседневной жизни, как их зарабатывать, тратить и копить. Главный принцип моей практики заключается в том, чтобы делать обучение интересным, увлекательным и доступным для детей, чтобы они могли легко усвоить основные понятия финансов и научиться применять их в будущем.

При создании увлекательной и интересной практики обучения детей дошкольного возраста понятию "деньги" можно использовать авторские игры подходящие для данного возраста. Вот примеры игр с описанием, игровым материалом, сроками включения их в режим дня и т.д.:

1. "Купец и купцы" (Автор: Иванова Ольга Петровна)

- Описание: игра-продавец и покупатели, где дети могут покупать и продавать игрушки, использовать имитацию монет.

- Игровой материал: игрушки, имитация монет.

- Сроки включения: игра проводится в течение нескольких дней в рамках занятий по финансовому воспитанию.

2. "Валютная биржа" (Автор: Смирнова Екатерина Александровна)

- Описание: игра, где дети могут обменивать разные "валюты" (кнопки, бусины) среди себя по определенным курсам.

- Игровой материал: разнообразные "валюты" (кнопки, бусины).

- Сроки включения: игра проводится в течение недели как постоянный элемент игровой деятельности.

3. "Магазин игрушек" (Автор: Петрова Марина Владимировна)

- Описание: ролевая игра, где дети играют роль продавца и покупателя, совершая покупки, расплачиваясь монетами и банкнотами.

- Игровой материал: игрушки, деньги (монеты, банкноты).

- Сроки включения: игра проводится ежедневно в течение недели как часть образовательной программы.
Интеграция таких креативных и интересных игр в режим дня поможет детям не только понять основы финансов, но и сделает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?

Для реализации практики обучения детей дошкольного возраста понятию денег через игровую деятельность можно использовать разнообразные средства и методы. Некоторые из них могут включать в себя:
1. развивающие игры с использованием игрушечных денег, где дети учатся считать, обменивать и совершать различные транзакции;
2. ролевые игры, где дети играют в роли продавца, покупателя, банкира и т.д., имитируя реальные ситуации покупок и продаж;
3. творческие задания, такие как создание игрушечного магазина или банка из подручных материалов, где дети играют и учатся одновременно;
4. поддержка и вовлечение родителей в процесс обучения, чтобы они также могли помочь детям понять и применить полученные знания о деньгах.
Эффективность таких методов заключается в том, что они делают обучение интересным, увлекательным и доступным для детей, что способствует лучшему усвоению материала и развитию финансовой грамотности с самого раннего возраста.

14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?
Обучение детей дошкольного возраста понятию «деньги» через игровую деятельность обеспечивает следующие результаты:

1. развитие финансовой грамотности: дети учатся основным понятиям о деньгах, как их зарабатывать, тратить, копить, обменивать. Они также развивают умение принимать решения о расходах и осознанно управлять своими финансами;

2. усвоение основ математики: через игры с деньгами дети учатся считать, складывать, вычитать суммы, что способствует развитию математических навыков;

3. развитие социальных навыков: в процессе ролевых игр дети учатся сотрудничать, общаться, делиться и уважать мнения других, что способствует формированию социальной компетентности;

4. повышение креативности и воображения: игровая деятельность позволяет детям выражать свою фантазию, экспериментировать и находить нестандартные пути решения задач;

5. повышение интереса к обучению: использование игровых элементов делает процесс обучения увлекательным и занимательным, что способствует повышению мотивации детей к учению.

Общим результатом такой практики является формирование у детей фундаментальных знаний о деньгах, развитие ключевых навыков и умений, необходимых для успешной жизни в будущем.

15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

Для измерения результатов образовательной практики по обучению детей дошкольного возраста понятию «деньги» через игровую деятельность используются следующие способы/средства/инструменты:
1. Наблюдение: наблюдение за поведением детей в игровых ситуациях с деньгами может помочь выявить их уровень понимания и навыков в области финансов.

2. Оценочные листы и анкеты: использование специальных оценочных листов или анкет для оценки знаний, умений и навыков детей в области финансов.

3. Тестирование: проведение тестов или заданий, направленных на проверку понимания детьми основных финансовых понятий («Методические рекомендации по использованию диагностического инструментария при обучении дошкольников основам финансовой грамотности».
автор: Романова В.А, Гросс Н.А., Крючкова Л.В).

4. Интервью: беседы с детьми после игровых занятий для выявления их мнения, понимания и опыта в области денег.

5. Портфолио: создание портфолио детей с результатами их игровой деятельности с деньгами, включающее фотографии, рисунки, конструкции и т.д.

6. Обратная связь от родителей: опрос родителей детей о восприятии их ребенком обучения понятию денег через игровую деятельность.
Эти средства и инструменты могут помочь оценить эффективность образовательной практики и корректировать программу обучения в соответствии с достигаемыми результатами.

Использование оценочных листов и анкет для оценки знаний, умений и навыков детей в области финансов может быть очень полезным инструментом для педагогов и родителей. Вот несколько примеров того, как такие инструменты могут быть использованы в работе с детьми:

1. Оценочные листы:

- После проведения урока или цикла занятий по финансовой грамотности, педагог может использовать специальный оценочный лист, в котором будут перечислены ключевые концепции, которые дети должны усвоить. Оценочный лист поможет оценить, насколько хорошо дети поняли материал и смогли применить его на практике.

2. Анкеты:

- Анкеты могут использоваться для определения уровня финансовой грамотности и финансовых навыков детей до и после обучающих занятий. На анкете можно задать вопросы о знаниях по теме денег, сбережений, расходов и т.д. Сравнение результатов до и после обучения позволит оценить прогресс и эффективность обучающего процесса.

3. Индивидуальные оценки:

- Помимо общей оценки знаний группы детей, оценочные листы и анкеты могут быть использованы для индивидуальной оценки успеваемости каждого ребенка. Это позволит выявить сильные и слабые стороны каждого ученика и адаптировать обучающий процесс под его потребности.

Использование оценочных листов и анкет в области финансовой грамотности поможет более точно оценить уровень знаний и навыков детей, определить области для улучшения и эффективно планировать дальнейшие образовательные мероприятия.

16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

Трудности могут возникнуть в привлечении внимания детей к теме денег. Рекомендуется делать игры интересными и увлекательными, использовать доступные и понятные материалы, а также рассказывать о практической пользе финансовой грамотности.

При реализации практики обучения детей дошкольного возраста понятию денег через игровую деятельность могут возникнуть следующие проблемы и трудности:
1. недостаток материалов: не всегда удается обеспечить достаточное количество игрушечных денег или других материалов для проведения игровых занятий, что может затруднять процесс обучения;

2. сложность в понимании: дети дошкольного возраста могут испытывать трудности с пониманием абстрактных понятий о деньгах, что требует особого подхода и терпения со стороны педагога;

3. ограниченное внимание и концентрация: дети могут быстро уставать от игровой деятельности или быстро отвлекаться, что затрудняет эффективное обучение;

4. недостаточное понимание со стороны родителей: иногда родители могут не понимать важность финансовой грамотности у детей дошкольного возраста и не поддерживать такие обучающие занятия;

5. ограниченный доступ к обучающим материалам и образовательным программам: в некоторых случаях может быть сложно найти подходящие материалы и инструменты для проведения обучения в данной области.

Для преодоления этих проблем необходимо грамотное планирование и подготовка к занятиям, а также постоянное внимание к потребностям и особенностям каждого ребенка. Важно также обеспечить поддержку со стороны родителей и вовлечение их в процесс обучения

17. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (Ваши практические советы)?

Используйте разнообразные методы и формы игровой деятельности.
Объедините игры с обучающими заданиями для более эффективного усвоения материала. Постройте практику на позитивных эмоциях и поощрениях.

18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)

Проведение консультации для педагогов ДОУ. Предоставление образцов методических материалов и игр для реализации практики на практике.

21. *При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет») -- публикаций не было

22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них – видео не было

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie